aif.ru counter
Алексей Шушпанов 0 75

Политолог Юрий Дорожкин: «Общество и политэлиты не готовы к переменам»

О политической системе в стране, предстоящих выборах в Госсобрание Башкирии и развитии местного самоуправления в интервью рассказал уфимский политолог Юрий Дорожкин.

Дорожкин Юрий / Из личного архива

Аксакалу местной политологии Юрию Дорожкину недавно исполнилось 70 лет. Он рассказал, почему демократия лучше автократии и что нужно сделать, чтобы страна развивалась.

Ждём сигналы из «недр» общества

Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: Юрий Николаевич, чем важна политология?

Досье
Юрий Дорожкин. Родился 13 апреля 1948 г. в Витебской области. Окончил МГУ в 1971г. Доктор философских наук. Трудился завкафедрой в УГНТУ более 30 лет. Затем был проректором по науке в Башакадемии госслужбы и управления при главе РБ. Сейчас - завкафедрой политологии, философии и социологии. Под его руководством защитились 46 кандидатов и 4 доктора наук. Автор более 200 научных трудов.

Юрий Дорожкин: Это наука о государстве, о том, как оно устроено и как работает. Политология призвана помогать власти понимать политические аспекты любой общественнозначимой проблемы. Она делает человека самостоятельнее, а его поведение в обществе активнее и ответственнее. Роль политологии растёт, поскольку повышаются требования к власти, качеству управления, нравственному облику чиновников.

- Прислушивается ли власть к политологам? Есть ли примеры на местном уровне?

- Скорее «нет», чем «да». Пока, как правило,  власть действует сама по себе. У неё нет запроса на наши исследования, консультации и советы. Она соприкасается с политологией только тогда, когда настойчивые сигналы из «недр» общества разрастаются в широкое общественное мнение. А то и того хуже - выплёскиваются на улицу. Политика у нас не работает на опережение, на своевременное установление политического диагноза и принятие адекватных мер. Запаздывание реакции государства чревато материальными, политическими и моральными издержками, ростом недоверия к власти. Посмотрите, много ли в региональных и муниципальных органах власти лиц с политическим образованием? В республике нет центров, фондов и иных структур, занимающихся политологическими исследованиями. Ни в академии наук, ни в вузах. Вопрос о сотрудничестве пока открыт.

К переменам не готовы

- Но как же всевозможные опросы населения?

- Есть агентства и структуры, которые зарабатывают на социологических исследованиях. Но надо учитывать, насколько объективна полученная информация. И внимательно  ли вчитываются государственные мужи в эти тенденции, выводы и исследования. Игнорирование интересов и ожиданий общества приводит к тому, что люди выходят на улицы. Эти сюрпризы можно предусмотреть, включив демократические механизмы коммуникаций.

- Мы осторожно смотрим на западную демократию, говорим, что у нас свой путь…

- Человечество за всю историю ничего лучше не придумало, чем просвещённый авторитаризм и демократия. В первой модели один человек обеспечивает всеобщее благоденствие и авторитет государства. На постсоветском пространстве на такую роль претендуют главы Белоруссии и среднеазиатских республик, Казахстана и Азербайджана. Россия, занимая «срединное» положение между Европой и Азией, разрушив тоталитарную систему и приняв одну из самых демократичных конституций, не прошла до конца путь политической модернизации. Формально у нас полупрезидентская республика, как во Франции, а фактически - суперпрезидентская. При этом мы имеем  демократические институты в стране, и нам проще сейчас развернуться к полной демократии и «поднять» тем самым общество, экономику, активность граждан, чем двигаться по траектории авторитаризма, ссылаясь на мифическую специфику российского пути.

-Этой осенью состоятся выборы в Госсобрание РБ. Насколько они важны?

- Демократия всегда начинается с выборов. Обязательно конкурентных, свободных ичестных. Но у нас пока выборы без выборов. Потому что не сложились ещё партии как институт гражданского общества, нет реальной политической конкуренции. В итоге мы выбираем тех, кого не знаем и с кого не можем спросить. Граждане фактически не влияют на деятельность депутатов, они часто не знают их в лицо и не помнят их фамилии. Я спрашивал своих студентов, и лишь немногие из них смогли назвать народных избранников муниципального и республиканского уровня, а также наших депутатов в Госдуме.

- Насколько предстоящие выборы будут интересны с точки зрения политической борьбы? Сможет ли заявить о себе на них системная и несистемная оппозиция?

 - Не берусь прогнозировать градус борьбы. Политический процесс порой непредсказуем. Но если региональные отделения партий не найдут авторитетных и известных кандидатов, не проведут масштабную и агрессивную предвыборную кампанию, а административный ресурс власти будет главным её регулятором, то политическая гонка приобретёт имитационный характер. И не будет интересна для людей. А сами выборы никак не повлияют на состав, законотворческие и контрольные функции нашего Курултая. Может, лишь слегка поменяется партийный дизайн. Несистемная оппозиция, включая национальных радикалов, вряд ли внесёт существенное оживление и остроту в политическую кампанию. Оппозиция не имеет организационных, финансовых и медийных ресурсов для успешной борьбы за власть. Как показали выборы президента России, общество и политические элиты не готовы к серьёзным переменам. Так что будем наблюдать.

Нужны выборы глав

- Вы активно занимались темой местного самоуправления (МСУ). А оно вообще есть?

- Здесь до сих пор не решены три проблемы. Первая  - у МСУ нет необходимых ресурсов для выполнения своих полномочий. Речь идёт об укреплении экономической основы, бюджетной обеспеченности власти на местах. Вторая проблема – нет выборности глав администраций. Почему мы можем избирать президента страны, но лишены этого права в отношении местного главы? В результате последний остаётся вне общественного контроля и реальной подотчётности. При этом в статье 131 российской Конституции указывается, что структура органов МСУ определяется населением самостоятельно, а на деле это решают региональные органы власти. Третья проблема – недостаточное развитие коммуникаций между властью и населением. По-прежнему люди слабо влияют на местную политику,  формирование бюджета, определение приоритетов развития территории, плохо развиты институты гражданских инициатив, референдумов. Нет гражданского контроля за работой местной администрации. Причины тут разные. С одной стороны, нехватка свободного времени у людей, с другой - привычка исполнительной власти всё делать «для народа», но «без него».

- В чём вы видите плюсы и минусы политической системы в нашей республике?

-  Политическая система в Башкирии «смонтирована» по российскому образцу, но с учётом личности главы региона. Система власти мало изменилась после ухода с поста Муртазы Рахимова и функционирует не лучше и не хуже, чем в других регионах России. Чтобы что-то изменилось, нам нужен реальный федерализм, нужны альтернативные выборы главы республики. На практике это означает, что востребованы кандидаты с конкурентными программами и стратегиями развития республики, которой, как и другим субъектам РФ, нужна большая самостоятельность в пределах своей компетенции.

Материал подготовлен: Алексей Шушпанов

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как изменились автобусные маршруты в Уфе: новые, закрытые и восстановленные
  2. Когда в Башкирии ожидать эпидподъем по гриппу и ОРВИ в 2018 году?
  3. Сколько деревень исчезло в Башкирии?
  4. Как часто должен проводиться ремонт в подъездах и за чей счёт?