aif.ru counter
Юлия Байджанова 2942

«Главное - справедливая память». Потомок Салавата Юлаева - о предке-легенде

Все материалы сюжета Из истории Уфы и Башкирии: лица и события

«Для кого-то он бандит, для большинства земляков – герой, а для нас – родная кровь», – так говорят о национальном герое Башкирии Салавате Юлаеве его потомки. Семь лет назад они объединились в общественную организацию.

Юлия Байджанова / АиФ

В день рождения Салавата Юлаева руководитель общественной организации «Потомки Салавата Юлаева» Виктор Хакимов, приходящийся народному герою прямым потомком, рассказал UFA.AIF.RU о том, как продолжился род, если считается, что всех родственников Юлаева казнили, почему соратника Пугачёва почитают в Эстонии, как потомки относятся к резким высказываниям в адрес Салавата и как надеются подтвердить родство с ним с помощью анализа ДНК.

Виктор Хакимов. Фото: АиФ/ Юлия Байджанова

550 потомков

Юлия Байджанова, UFA.AIF.RU: Виктор Салимович, из учебников истории нам известно, что всех родственников Салавата Юлаева казнили, вырезали. Откуда потомки?

Виктор Хакимов: - О показательных казнях его близких нет документальных данных. Есть лишь информация о задержании карателями жен и детей Юлая и Салавата. Власти сделали так, чтобы они исчезли. Но по ревизским сказкам 1816 года в деревне Шаганай мы нашли двоих сыновей Салавата - Хабибуллу (1767 г.р.) и Рахматуллу (1770 г.р.), которые продолжили его род. Рахматулла - мой дед в шестом колене. Сегодня мы насчитываем около 600 потомков Юлая Азналина – родственников Салавата. Есть среди нас и прямые потомки. Одни из них - Ревалют Исмагилов (недавно умер), его брат Альберт и их сыновья и внуки. Также прямым потомком является Розет Багаутдинов из Малояза. Все они живут в Салаватском районе.

Число родственных связей постоянно увеличивается. И шежере - родословное дерево - пополняется.

Салават Юлаев
Национальный герой Башкирии, участник Крестьянской войны 1773-1775 годов, сподвижник Емельяна Пугачёва. Родился 16 июня 1754 году в селе Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкирии). Вместе с отцом Юлаем Азналиным примкнул к повстанцам-пугачевцам в 1773 году - после того как купец Твердышев отнял у Юлая Азналина, являвшегося старшиной волости, земли под свои заводы. Салават руководил восстанием на территории современной Башкирии. Был схвачен царскими войсками в 1774 году. Отправлен на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии), где скончался в 1800 году.

Так, недавно в социальной сети на меня, как на дальнего родственника, основываясь на результатах анализа своего ДНК, вышел Айдар Ахтариев из Кигинского района, у которого пра-прабабушкой является Малика Азналина. Это, как мы предполагаем, сестра Юлая, тетя Салавата. Она вышла замуж за татарина, точнее мишара из деревни Лаклы. И дала совершенно другую татарскую ветку роду Азналиных. Многие из этого рода продолжают проживать в этой деревне, которая тоже находится в Салаватском районе. По датам ее рождения и смерти, данным из биографии, сомнений в том, что мы нашли новых родственников, практически не остается.

- Чем занимается ваша общественная организация?

- Я создал ее в 2011 году в большей степени для того, чтобы хранить память предка достойно. Организация коммерческой деятельностью не занимается, расчетного счета нет. (Хотя ежеквартально отчитываемся перед налоговой и ежегодно в Минюсте РБ.) Хотим, чтобы образ Салавата представляли достойно и не искажали.

Делаем, все что можем, и не только на словах. В 2015 году в Текеево – родной деревне Салават Юлаева - поставили таштирме – мавзолей в виде юрты. В основном, на свои деньги, немного помогли администрация района и молодежный состав Курултая РБ.

А руководитель ансамбля «Аргамак» Ринат Рамазанов изготовил на природном камне барельефы со стихами Салавата, аятами из Корана и некоторыми другими надписями и украсил мавзолей изнутри. Некоторые были против таких украшений, но я не стал возражать. Получилось этакое место паломничества. Хочется, чтобы людям было интересно. Планируем в ближайшее время отвезти туда землю, которую я привез из Палдиски, и до конца оформить так называемый кенотаф (ложная могила, где хранятся личные вещи  или воздвигнут памятник – ред.).

Составляем шежере, пишем научные статьи, издали фотоальбом. Участвовали в составлении многотомника о башкирских родах в части о роде кудей.

Нечаянная память

- В Эстонию, насколько известно, вы ездили за случайно найденным прижизненным портретом Салавата Юлаева. Откуда такие у каторжников?

- Нам подарили копию этого портрета. Это парсуна размером 36 на 26 сантиметров. Автором якобы был иконописец Андрей Толстухин, который изобразил Салавата на холсте ещё до восстания в 1772 году. Оригинал портрета хранится у частного коллекционера.

Мы сначала не думали требовать оригинал. И я даже признал родственные черты – человек на портрете похож на моего троюродного брата. Но когда приехали домой и начали рассматривать внимательно, поняли, что это, скорее всего, фальшивка. Изображен мужчина в театральном костюме, который был разработан танцором Файзи Гаскаровым в XX веке. Я написал после этого отцу Назаренко, который возглавляет Международную ассоциацию Салавата Юлаева в Палдиски. Он связался с коллекционером, но тот отказался делать какие-либо экспертизы, потому что он, во-первых, якобы эксперт по древним иконам и сам прекрасно разбирается, а, во-вторых, ничего продавать не планирует, поэтому анализы лишние. В итоге мы даже имени этого эксперта не знаем. И доказать подлинность картины тоже не можем.

- Почему эстонцы так привязаны к башкирскому национальному герою?

- Они считают его своим героем. В небольшом городишке он один из немногих известных личностей, который привлекает туристов. А ассоциация имени Салавата расположилась в разбитой церквушке, которую, кстати, назвали его именем. Приход небольшой, но работает регулярно. На стихи Салавата о любви к Южному Уралу создали гимн на музыку духового канта конца 18 века, поют его на каждом собрании. Но больше всего меня заинтересовало, что в их сокровищницах хранятся личные вещи Юлаева – пистолет, нож и намазлык (коврик для молитв). Видимо, они планируют получить поддержку ЮНЕСКО и отреставрировать храм. А наш герой им нужен для исторической и туристической привлекательности.

- Не хотите эти вещи вернуть на родину?

- Об этом речь не идет. Назаренко их выкупил и является законным владельцем. Пока нас больше интересует намазлык - как та вещь, на которой могли сохраниться частички кожи Салавата. Есть надежда, что удастся провести анализ ДНК и сопоставить его результаты с нашими.

О защите прав

- Как относитесь к тому, что имя национального героя в истории России больше известно как имя бандита? Как отреагировали на недавний скандал с участием стендапера Руслана Белого (комик назвал Юлаева бандитом на выступлении в Уфе - ред.)?

- Не согласен, что он бандитом был. Он на дорогах людей не грабил. Во время восстания, к которому примкнул, Салават защищал права своих родных, своего народа. Что касается ситуации с выступлением в Уфе комика, после этого случая на меня вышел один адвокат, который предложил засудить Белого за оскорбления и потребовать моральной компенсации. Обещал подать заявление в прокуратуру. Почти месяц прошел, пока ответов нет.

В других же случаях мы остаемся в стороне. За использование изображения памятника Салавата Юлаева судятся Тавасиевы, дети скульптора, который создал знаменитую конную статую. Мы не претендуем ни на что. Главное - справедливая память.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что цирк дю Солей приедет в Уфу?
  2. Когда в Башкирии отключат аналоговое телевидение?
  3. График проведения Сабантуев в Башкирии в 2019 году
  4. Правила сжигания мусора во дворе, травы в поле и разведения костров в лесу
Улучшилась ли работа с населением с появлением чиновников в соцсетях?